Тьюторськая Модель SchoolinG

Тьюторинг
Тьюторинг

В данной статье термины «тьютор», «тьюторант», «тьюториал», «тьюторинг» поданы в следующих значениях:

  • Тьютор —  это особа, которая осуществляюет индивидуальное системное сопровождение ребенка, помогает ребенку раскрывать и реализовать свой потенциал, побуждает к рефлексии над собственным развитием и поддерживает собственным опытом.
  • Тьюторант — ребенок (ученик, ученица), который занимается с взаимно выбранным тьютором в течение определенного цикла занятий.
  • Тьюториал —  цикл занятий тьюторанта с тьютором, что имеет некую цель, определенную тьюторантом или совместно определенную с тьютором, осуществляется на основе договоренностей (контракта) о процессе сотрудничества.
  • Тьюторинг — это весь процесс деятельности тьютора / тьюторов и тьюторантив, на тьюториалах и вне их (в конкретно оговоренных пределах).

Тьюторская работа включает в себя многие аспекты работы, но основные темы сотрудничества тьюторов и тьюторантов сосредотачиваются вокруг основных ценностей Школы:

  • самостоятельности;
  • свободы = ответственности;
  • и сотрудничества.

Тьюторский подход в работе с детьми Школа практикует с начала своего функционирования.

Как осуществляется тьюторская робота?

В конце первого учебного месяца сентября ученики и тьюторы выбирают друг друга на первое полугодие (часто происходит так, что в условиях продуктивного сотрудничества ученики могут проработать с теми же тьюторами и до конца учебного года, что действительно бывает целесообразным для многих детей и родителей, которые впервые столкнулись с тьюторской системой работы)

Основным регулирующим «документом» сотрудничества был Контракт, который заключался тьюторантом совместно с тьютором. В конце сотрудничества определенного периода по пунктам контракта проводился анализ успешности совместной работы и взаимодействия во время всего тьюториала с участием ученика и родителей.

Тьюторские встречи происходили еженедельно с детьми 2-7 классов (8-13 лет) или раз в две недели со старшими учениками 14-16 лет, которые уже имеют достаточный уровень самоорганизации. Конечно, при необходимости тьюторанта и предварительной договоренности с тьютором, встречи могут происходить несколько раз в неделю и быть короче по времени.

В начале цикла встреч тьюторанта с тьютором письменно фиксировались ожидания, проводилась соответствующая систематическая работа по выявлению и пониманию ценностей и в конце подводились итоги проведенной работы и общая рефлексия.

Основными направлениями работы в общем развивающем тьюторинге стала:

  • организация собственного времени в соответствии с нагрузкой и желаний (в нашей Школе дети почти самостоятельно составляют расписание своего обучения);
  • работа с интересами;
  • развитие навыка «умение учиться»;
  • и основы работы с информацией (от поиска до критического мышления).

Академический тьюторинг применялся при необходимости с использованием модели обогащенного обучения Резнулли или проектной работы.

Отчет-описание подготовила Казакова О. И., старший тьютор SchoolinG