В данной статье термины «тьютор», «тьюторант», «тьюториал», «тьюторинг» поданы в следующих значениях:
- Тьютор — это особа, которая осуществляюет индивидуальное системное сопровождение ребенка, помогает ребенку раскрывать и реализовать свой потенциал, побуждает к рефлексии над собственным развитием и поддерживает собственным опытом.
- Тьюторант — ребенок (ученик, ученица), который занимается с взаимно выбранным тьютором в течение определенного цикла занятий.
- Тьюториал — цикл занятий тьюторанта с тьютором, что имеет некую цель, определенную тьюторантом или совместно определенную с тьютором, осуществляется на основе договоренностей (контракта) о процессе сотрудничества.
- Тьюторинг — это весь процесс деятельности тьютора / тьюторов и тьюторантив, на тьюториалах и вне их (в конкретно оговоренных пределах).
Тьюторская работа включает в себя многие аспекты работы, но основные темы сотрудничества тьюторов и тьюторантов сосредотачиваются вокруг основных ценностей Школы:
- самостоятельности;
- свободы = ответственности;
- и сотрудничества.
Тьюторский подход в работе с детьми Школа практикует с начала своего функционирования.
Как осуществляется тьюторская робота?
В конце первого учебного месяца сентября ученики и тьюторы выбирают друг друга на первое полугодие (часто происходит так, что в условиях продуктивного сотрудничества ученики могут проработать с теми же тьюторами и до конца учебного года, что действительно бывает целесообразным для многих детей и родителей, которые впервые столкнулись с тьюторской системой работы)
Основным регулирующим «документом» сотрудничества был Контракт, который заключался тьюторантом совместно с тьютором. В конце сотрудничества определенного периода по пунктам контракта проводился анализ успешности совместной работы и взаимодействия во время всего тьюториала с участием ученика и родителей.
Тьюторские встречи происходили еженедельно с детьми 2-7 классов (8-13 лет) или раз в две недели со старшими учениками 14-16 лет, которые уже имеют достаточный уровень самоорганизации. Конечно, при необходимости тьюторанта и предварительной договоренности с тьютором, встречи могут происходить несколько раз в неделю и быть короче по времени.
В начале цикла встреч тьюторанта с тьютором письменно фиксировались ожидания, проводилась соответствующая систематическая работа по выявлению и пониманию ценностей и в конце подводились итоги проведенной работы и общая рефлексия.
Основными направлениями работы в общем развивающем тьюторинге стала:
- организация собственного времени в соответствии с нагрузкой и желаний (в нашей Школе дети почти самостоятельно составляют расписание своего обучения);
- работа с интересами;
- развитие навыка «умение учиться»;
- и основы работы с информацией (от поиска до критического мышления).
Академический тьюторинг применялся при необходимости с использованием модели обогащенного обучения Резнулли или проектной работы.
Отчет-описание подготовила Казакова О. И., старший тьютор SchoolinG